Педагогическая находка

МАОУ Лицей №9 «Лидер». Структурное подразделение Детский сад

«Маленькая страна» (корпус 1)

Свердловского района г. Красноярска

660064, г. Красноярск, пр.Красноярский рабочий, д.193 «а», т236-36-82

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием

ТРИЗ технологии (круги Луллия) по моделированию проблемной ситуации и выхода из неё по теме «Профессии».

 

Автор: Хорошева В.Ю.

Воспитатель 1 категории

Красноярск, 2019 г.

Аннотация

 

Данная методическая разработка направлена на развитие у детей речи, творческого воображения, мышления, поисковой активности.

В разработке представлен конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии – кругов Луллия по теме «Профессии» с моделированием проблемной ситуации и выходом из неё. Позволяет погрузить ребёнка в развивающую среду, в которой ребёнок может находить выходы из проблемной ситуации, правильно и грамотно решать свои проблемы. Позволяет решать проблемы установления взаимосвязей между объектами и предметами, систематизировать представления у детей. Позволяет раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал детей старшего дошкольного возраста.

Дети, на основе пособия «Круги Луллия» могут придумывать свои варианты дидактических игр, разрабатывать свой материал для игр (например, рисовать карточки с профессиями людей, орудиями труда, которыми пользуются люди разных профессий и результатом труда).

 

ПОЯСНИТЕЛНАЯ ЗАПИСКА

Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточно большой информационный опыт, но как показывают исследования педагогов, этот опыт,
как правило, не систематизирован. Дети не могут пользоваться имеющимися
у них знаниями, так как они разобщены, не востребованы в полной мере и,
следовательно, не являются основой для дальнейших мыслительных операций. Развитие мышления невозможно без формирования умственных операций анализа (разложение на составные части) и синтеза (объединение). Умение классифицировать – одна из составляющих творческих способностей человека. Моя задача состоит не только в обучении детей классификационным
структурам, но и в создании ребенком своего варианта классификации.
Одной из оптимальных форм организации деятельности детей с целью овладения ребенком методами системного мышления являются круги Луллия.
Круги Луллия – это средство многофункционального характера, его можно
применять для воспитания и обучения детей по всем разделам программы.

Конспект непосредственной образовательной деятельности используется при формировании у детей представлений о названиях профессий, названиях орудий труда людей разных профессий, результатов труда людей разных профессий, их практическом значении для людей посредством использования ТРИЗ технологии.

 

Конспект

по познавательной деятельности с использованием

ТРИЗ технологии (круги Луллия) по моделированию проблемной ситуации и выхода из неё по теме «Профессии».

Возрастная группа: 6-7 лет.

Цель: Закрепление представлений у детей о профессиях, орудиях труда людей разных профессий, о результатах их труда.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять представления у детей о названиях профессий, их значении для людей.
  • Формировать умения находить взаимосвязи между профессиями людей, орудиями труда, результатами труда.
  • Обогащать и активизировать словарь по теме «Профессии».

Развивающие:

  • Развивать связную речь, мышление, зрительное восприятие и внимание.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к людям разных профессий.
  • Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Возрастная группа: подготовительная группа.

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, поисково-практическая.

Формы организации детей: подгрупповая.

Формы образовательной деятельности: организованная образовательная деятельность (педагогическое мероприятие).

Методы и формы реализации содержания образовательной деятельности: проблемная ситуация, беседа, организация познавательного опыта детей через дидактическую игру.

Средства реализации образовательной деятельности:

- Демонстрационный материал: круги Луллия.

Раздаточный материал: карточки с изображением профессий: врач, пожарный, швея, повар, продавец, плотник, учитель, строитель. Карточки с изображением орудий труда: шприц (фонендоскоп, лекарство), пожарная машина, швейная машина (набор игл, ножницы, пуговицы, сантиметр), миксер, весы (витрина), рубанок, линейка (треугольник, карандаш), шпатель (строительная каска, лестница). Карточки с изображением результата труда: здоровая семья, потушенный дом, платье, торт, продукты в холодильнике, деревянный стул, ученик, каменная печь.

- Оборудование: ноутбук с колонками, 3 стола, стулья по количеству детей (плюс один для воспитателя), ковёр.

Планируемые результаты: сформированность умения соотносить профессии людей с орудиями труда и результатами труда.

 

Технологическая карта организации непосредственно образовательной деятельности

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводно-организационный этап

Здравствуйте ребята, меня зовут В. Ю. А как вас зовут? Сегодня я пришла к вам в гости не просто так, ребята из соседнего детского сада попросили передать для вас кое что (показываю детям «Круги Луллия»). Вот я шла всю дорогу и думала, что это? А как вы считаете?

Дети представляются.

Дети высказывают предположения, о том, что им принесли.

Мотивационно-побудительный этап

Где мне можно расположиться? Где вам будет удобно рассмотреть круги?

Ребята, посмотрите, часть карточек расположена на кругах. А, что там за карточки? Я очень торопилась к вам и не заметила, как потерялись другие карточки. (На кругах частично расставлены карточки.) Что же нам теперь делать? А ведь ребята, которые передали вам круги сказали, что в них можно играть с помощью карточек.

Где же нам их взять?

Дети предлагают варианты, где можно расположиться воспитателю и им.

Дети предлагают решить проблему. Они размышляют, совместно обсуждают. Высказывают свои варианты, слушают других детей.

1 Вариант. Они пытаются найти закономерность расстановки карточек. Высказывают своё мнение.

2 Вариант. Дети предлагают поискать карточки.

3 Вариант.

Дети предлагают нарисовать карточки с другими профессиями.

Практический этап

Ребята, удобно ли вам будет работать всем вместе или мы разберём игру, на части? А затем соберём её воедино?

(Если дети предпочтут разделиться на группы, можно сделать это по интересам или при помощи разноцветных фишек)

Воспитатель присоединяется к детям, оказывает помощь, сомневается, туда ли карточку поставила. Спрашивает мнение  детей.

Высказывают свою точку зрения, рассуждают. Договариваются друг с другом, как будут работать.

1 Вариант. Они

разбирают круги на три части. Разделяются на три подгруппы.

2 Вариант. Они разбирают игру на две части. Разделяются на две подгруппы.

 Вариант. Они все вместе расставляют карточки на круги.

Когда карточки расставлены на круги. И круги собраны. Интересуюсь у детей «А как мы в неё играть будем?».

(…один покрутил, другой покрутил ничего не выходит…). Что-то у нас игра не получается? А почему не получается? Оказывается, чтобы играть нужно, договориться, придумать правила. А вы умеете правила придумывать? А, давайте придумаем вместе.

Если дети будут испытывать затруднения, я говорю «А, что если попробовать так…».

Пробуем играть по правилам, предложенными детьми.

Ребята, а вы когда вырастете, кем хотите стать?

Физкультминутка «Кем быть?»

Высказывают свою точку зрения, рассуждают. Предлагают различные варианты игры.

1 Вариант. Предлагают вращать стрелку и называть профессию, что использует человек данной профессии и каков результат его труда.

2 Вариант.

С помощью жестов, движений и мимики участники показывают загаданную картинку (которая есть на кругах), а другие игроки пытаются её отгадать. Водящему запрещается произносить какие-либо слова или издавать звуки. Ребёнок, который догадается, о чем идет речь, в следующем раунде сам изображает слово, но уже другое.

3 Вариант.

Предлагают раскрутить круги и стрелку, составить реальную историю о случайно выпавших картинках в секторах под стрелкой.

4 Вариант. Предлагают раскрутить круги и стрелку, составить фантастическую историю о случайно выпавших артинка в секторах под стрелкой.

Заключительный этап (рефлексивный)

Подведение итогов совместной деятельности.

Ребята, а вам понравилось играть? Что понравилось? Что не понравилось?

Ребята, а как мы назовём игру, которую сегодня с вами придумали? А вам понравилось придумывать игры? А, что было самым сложным в придумывании игры? А, что было самым интересным? А вы бы хотели рассказать об этой игре другим? А кому бы вы хотели рассказать?

Мне позвонили ребята из соседнего детского сада, они узнали, какую интересную игру вы придумали и хотели бы поделиться с вами кругами. Вы покажете другим детям, как в неё играть?

Очень жаль нам расставаться,

Но пришла пора прощаться.

Чтобы нам не унывать,

Нужно крепко всех обнять (дети обнимают друг друга по кругу)

Включаются в обсуждение, высказывают свою точку зрения. Предлагаю свои варианты названия игры.

Делятся впечатлениями.

1 Вариант.

Дети проявляют инициативу и готовы придумать новые игры.

2 Вариант.

Детям не понравилось придумывать игры.

Наши контакты

660064, Красноярск,
Красноярский рабочий, 193 а - корпус 1

660064, Красноярск, Матросова, 1 а - корпус 2
Тел
: +7 (391) 236-36-82


Е-
mail: detsad.liceum9@yandex.ru

Адрес сайта: http://detsad.liceum9.ru

Телефон доверия по противодействию коррупции Администрации города Красноярска

+7(391) 226-10-60